Многоуважаемый отец Александр Данилов в своем телеграм-канале Научпоп (https://t.me/alsedanilov) поднял сегодня интересный вопрос: что делает тот или иной предмет сакральным и как узнать, сакральный перед тобой предмет или нет, без посторонней помощи? Я, конечно, не богослов, поэтому, простите, как говорится, «буду сказать без бумажки», и кроме того, осмелюсь немного расширить и углубить вопрос, так как меня давно интересует смежная тема. Прежде всего следует определить предмет дискуссии: что имеется в виду? Лично я при упоминании о чем-то сакральном в первую очередь представляю алтарь, храм и все, что в нем содержится. Верно ли это мое представление? Сложно сказать, но я так привык с первых дней в храме. Сакральный (лат. sacer) – священный, святой, требующий благоговейного отношения. С этой точки зрения, я не совсем прав, поскольку безусловно благоговейного отношения от нас – верующих православных христиан, - непосредственно требуют лишь две вещи: Тело и Кровь Христовы. Все остальное можно заменить, поправить в случае износа или потерпеть его отсутствие, если нет средств на приобретение. Все, что есть в храме, как, собственно и сам храм – священно лишь в силу своей принадлежности, причастности, предназначения. Храм и все, что в нем есть, необходимы для совершения таинств, в силу чего освящены. Единственный источник святости в мире – Бог. Свято все, что отделено для служения Ему. Это же, кстати, касается и людей, посвятивших служению Богу свою жизнь. «Как узнать, сакральный перед нами предмет или профанный без посторонней помощи?» Без посторонней помощи об этом можно лишь догадываться. Для этого человек должен иметь представление о святости, и священности (освященности). Наверняка всем известно, что Крест (Распятие) для христиан является святыней, но знание это приобретается исключительно через социальный контакт, неважно, непосредственный или же опосредованный. Категорию профанного – (лат. profanus) – лишенного святости, нечестивого, - лично я бы разделил на две подкатегории. Первая - лишенное святости как несакральное, то есть для обычного бытового употребления. Это вещи, которыми мы пользуемся в быту для наших обычных дел. То есть – любой предмет у нас дома, кроме, пожалуй, икон и нательного креста (или иных святынь, у кого что дома есть). В связи с сакральным хотелось бы отметить один занятный феномен: в православной среде нередко бытует мнение, что освящение тех или иных вещей (чаще всего плодов) сообщает им сакральность. По этой причине люди начинают вытворять странные вещи с, к примеру, яичной скорлупой или яблочными огрызками. Происходит это потому, что люди не различают освящение и благословение. Освящение – сакрализация, отделение для служения Богу – происходит с церковной утварью и Святыми Дарами, хотя Дары лично я отнес бы к исключению из этого правила, поскольку Они – Причина. Благословение, похоже по форме с освящением, но отличается конечным предназначением благословляемых предметов или веществ. Оно может сообщить предмету или веществу чудодейственные свойства, но этот вопрос – исключительно в ведении Всевышнего, нашему разуму неподвластный. Вторая категория - собственно нечестивое, скверное. Это вещи, которые используются для причинения умышленного вреда по причине злобы и порабощения грехом использующего эти предметы. По этой причине ночь является «временем тьмы», что под ее покровом «тати подкапывают и крадут», поэтому и нож становится орудием убийства ближнего, что такова злая воля убийцы. Впрочем, это весьма условно, поскольку учение о чистом и нечистом, как мы знаем, осталось в ветхозаветной Церкви. Здесь, как ни странно, все проще: абсолютно скверных вещей, тех, которые «от сатаны» в мире, к счастью крайне мало, и все они, так или иначе, перечислены в списке известных нам грехов и пороков. Происходит это потому, что диавол, не имея ничего своего, лишь похищает и извращает к погибели то, что может похитить обманом у творений Божиих. Все остальное так или иначе может менять свое состояние от скверного до, как минимум профанного, или даже сакрального, ибо нет такого греха, который Всемилоствый Господь не мог бы изгладить. Спасибо за внимание. P.S: прошу отца Александра поправить, если чего напутал)

Теги других блогов: христианство святость сакральное